Молодежь является зеркалом любого общества. Все положительные черты социума, так же как и его язвы, как в капле воды, отражаются в данной социально-демографической группе. Белорусская молодежь не исключение. Молодому поколению белорусов присущи не только положительные черты, но и негативные качества: алкоголизм, наркомания, подростковая преступность, социальная и расовая нетерпимость и т. п.
Среди всех асоциальных явлений, представляющих угрозу национальной безопасности страны, особое место занимает молодежный экстремизм.
Экстремизм - это приверженность отдельных лиц, групп, организаций к крайним взглядам и действиям, отрицающим существующие в обществе нормы и правила.
Данное явление представляет непосредственную опасность для белорусской государственности, поскольку является орудием борьбы за власть радикальных организаций. Нарушение социального мира и стабильности не может не вызывать глубокой обеспокоенности не только политиков, общественных деятелей, представителей правоохранительных органов и правозащитных организаций, но и рядовых граждан.
Сегодня в Беларуси насчитывается немало группировок экстремистского толка, которые могут совершать насильственные действия по политическим мотивам и имеют серьезную конспиративную основу. При этом деятельность молодежных экстремистских группировок становится все более агрессивной, организованной и политизированной.
Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде. Методические рекомендации.
Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде.
Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде
(психологический аспект):
Среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:
- установки, предубеждения родителей;
- взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);
- влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.
- стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе;
Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:
- представления, установки подростков;
- индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
- эмоциональные особенности (состояние психического напряжения)
Основные задачи профилактики экстремизма:
- Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
- Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
- Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
- Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;
- Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения;
- Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
- Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта.
При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:
1. Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.
2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:
- выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющем склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);
- «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
- дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.
Важнейшим звеном в системе противодействия экстремизму является система воспитания и образования. Необходимо разработать систему профилактики молодежного экстремизма в школе и в высших учебных заведениях, предусматривающую проведение мероприятий против насилия, ксенофобии, нетерпимости и формирование установок толерантности к представителям различных этнических, социальных и религиозных групп.