Лекция для старших классов (14-15 лет)
Формирование государственной политики, направленной на обеспечение достойного уровня благосостояния населения страны
Благосостояние населения страны - важнейший критерий оценки эффективности социально-экономической политики государства. Его повышение является основной целью общественного развития. Прежде всего, уровень жизни характеризуется сочетанием и взаимодействием двух составляющих: степенью обеспеченности населения материальными и нематериальными благами и степени их употребления.
При всей кажущейся очевидности общепринятого понятия "благосостояние жизни" специалисты дают достаточно разнообразные конкретные его формулировки. Часть авторов отмечает, что благосостояние жизни - это степень удовлетворения духовных, материальных и социальных потребностей. Такое определение скорее характеризует статистику уровня жизни, хотя благосостояние жизнь - это динамический процесс, меняется под влиянием множества факторов.
Наиболее удобным является мнение авторов, которые считают, что благосостояние жизни - это комплекс условий функционирования человека в сфере потребления, развития потребностей и характере их удовлетворения, проявляющаяся в масштабе. Аналогичный смысл в советской статистике мало понятия "благосостояние". В настоящее время термин "уровень жизни" вытеснил "благосостояние" в силу ряда причин, среди которых важное значение имеет снижение уровня жизни значительной части населения в постсоветский период, а "благосостояние" предполагает положительную характеристику.
Исследуя историю развития концепции благосостояния жизни, мы прежде всего обращаемся к концепции уровня жизни, отражающий экономические параметры жизнедеятельности человека. Непосредственная связь между ними отражен в табл. 5.2, где приведены понятие и показатели уровня жизни по определению ООН, шведской и французской моделями.
В обеих моделях почти все компоненты благосостояния населения совпадают, но первоочередность их разная. Обе модели предусматривают широкое использование статистических показателей, а в некоторых случаях, например, для оценки удовлетворенности - результаты социологических исследований.
Таблица 5.2. Понятие и состав компонентов по концепциям благосостояния населения ООН, Швеции и Франции
Компоненты уровня жизни |
||
концепция ООН |
шведская модель |
французская модель |
1. Здоровье |
1. Работа и условия труда |
1. Численность и состав |
2. Потребление продуктов питания |
2. Экономические возможности |
населения, трудовые ресурсы и условия труда |
3. Образование |
3. Политические возможности |
|
4. Занятость и условия труда |
4. Школьное обучение |
2. Распределение, перераспределение и использование доходов |
5. Жилищные условия |
5. Здоровье и использования медицинской помощи |
|
6. Социальное обеспечение |
6. Социальные возможности (формирование семьи и семейных отношений) |
3. Условия жизнедеятельности |
7. Одежда |
7. Жилье |
|
8. Отдых и свободное время |
8. Питание |
4. Социальные стороны уровня жизни |
9. Права человека |
9. Свободное время и его проведения |
Источник: Разработан автором.
Шведская модель имеет четкую трудовую установку. В ней благосостояние населения, прежде всего, определяется экономическими и политическими возможностями. Однако как недостаток шведской концепции уровня жизни следует указать тот факт, что за основу формирования восприятия человеком удовлетворения своих потребностей берется работоспособность человека. Такой подход неизбежно должно привести к тому, что нетрудоспособные граждане будут нуждаться сильной социальной поддержки со стороны государства, чтобы не чувствовать себя ограниченными.
В системе показателей благосостояния населения Франции первое место занимают демографические и социально-трудовые аспекты уровня жизни, за ними идут перераспределение доходов и условия жизнедеятельности, на последнем месте находятся социальные показатели, к которым относятся образование, здравоохранение, охрана правопорядка. С данной иерархии (по степени значимости) показателей уровня жизни нельзя не согласиться. Приоритетной задачей оценки и регулирования уровня жизни должно быть здоровье нации, а значит, именно он должен занимать первое место в концепции уровня жизни.
Для определения достойного уровня благосостояния населения с учетом социальной дифференциации используются следующие понятия: "уровень доходов на душу населения", "уровень прожиточного минимума", "степень дифференциации населения по доходам и расходам", "уровень бедности", "жизненный стандарт".
Условно можно выделить два качественных уровне достойного уровня благосостояния населения:
- Устойчивое удовлетворение первичных потребностей человека (семьи) в объемах, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности: питание (прежде всего за белково-калорийной ценностью рациона), одежду, жилье, здравоохранение, личная безопасность. В СССР указанный уровень благосостояния был достигнут в 1960-х годах;
- Материальный достаток, при котором достижение удовлетворения первичных потребностей позволяет перейти к оптимальному, индивидуально-ориентированного типа высокого уровня решения разнообразных потребностей семьи и каждого ее члена.
В мировой практике (по линии ООН и в ряде развитых стран) концепция качества жизни и ее показатели являются базовыми для разработки национальной концепции экономической политики государства, направленной на обеспечение достойного уровня благосостояния жизни населения. При этом, по нашему мнению, приоритетной основой разработки концепции должно быть максимальное удовлетворение потребностей человека.
Таким образом, концепция достойного уровня благосостояния населения должно формировать совокупность условий, определяющих физическое, умственное и социальное благополучие человека или группы людей. Причем речь идет не только об объективных факторах, определяющих качество жизни (жилье, занятость, обслуживание, образование, питание), но и в не меньшей степени о субъективном восприятии человеком уровня своего благосостояния и таких жизненных условий, как счастье, комфорт , радость. Так, необходимым компонентом жизненной удовлетворенности является удовлетворенность работой, состоянием здоровья, финансовым положением, домашними условиями, родственными отношениями, женитьбой, возможностями получения образования, способностью к творческой деятельности, самооценкой и т. Таким образом, концепция качества жизни включает все аспекты взаимосвязи человека и окружающего мира, то есть аспекты, характеризующие степень удовлетворения потребностей и степень соответствия между ожиданиями и осознанием реальности.
Концепция благосостояния населения является основополагающей идеей формирования государственной политики, направленной на улучшение качества жизни, основанный на системе принципов и показателей. Концепция уровня жизни предполагает стратегию и тактику, этапность реализации ее замыслов и имеет конкретно-исторический характер.
В условиях перехода к рыночным отношениям в Украине сложилась ситуация, когда целевые установки (задания, способы и механизмы реализации), указанные в первую очередь, перестали отвечать требованиям жизни, динамично меняется. Теперь стало понятно, что их необходимо пересмотреть и определить новую концепцию уровня жизни, поэтапную ее реализацию на основе долгосрочных программ.
Отечественная модель достойного уровня благосостояния населения главным приоритетом должно ставить два ключевых направления: здоровье человека и преодоления бедности. В терминах Всемирной организации здравоохранения понятия "здоровье" означает "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов ". Благополучие - это такой динамическое состояние ума, который характеризуется определенной психологической гармонией между способностями, потребностями и ожиданиям работающего и теми возможностями и требованиями, которые выдвигает и предоставляет окружающую среду.
Анализ здоровья можно проводить по 3-м направлениям: с точки зрения человека, предприятия и общества. С точки зрения человека показателем здоровья будет работоспособность (понимаемой в данном случае как соотношение времени отсутствия на рабочем месте по болезни и времени работы, то есть коэффициента временной нетрудоспособности). На уровне предприятия - потери рабочего времени из-за болезни и травмы, а также расходы на обеспечение здоровья персонала. На общественном уровне показателями здоровья нации будут средняя продолжительность жизни, смертность по возрасту, количество больниц и больничных коек на 100 тыс. Населения, расходы на здравоохранение (в расчете на душу населения) и другие.
Обеспечение здоровья неразрывно связано с 3-мя факторами: потребление продуктов питания, жилые и экологические условия, условия труда и отдыха. Состояние здоровья в наибольшей степени зависит от состава и качества продуктов питания. На базовом уровне эти показатели устанавливаются в минимальном потребительской корзине. Значительное влияние на состояние здоровья имеют жилые и экологические условия. От них зависит физическое состояние, уровень душевного покоя, качество отдыха человека после работы и тому подобное. Показателями данных условий является площадь жилого фонда в расчете на одного жителя и состояние этого фонда, уровень радиации, уровень загрязнения окружающей среды, качество воды и др.
Высокий уровень потребления продуктов питания и непродовольственных товаров, благоприятных жилищных условий и отдыха невозможно без соответствующего материального обеспечения, гражданин получает в результате трудовой деятельности или за счет достойного социального обеспечения (при нетрудоспособности гражданина), которое ему предоставляет государство (сводные данные по структуре потребления продуктов питания в домохозяйствах Украины приведены в Приложении М). Но государство может обеспечить достойную социальную защиту только за счет средств социальных фондов, формируемых работоспособным населением.
Одним из главных условий при обеспечении трудом индивида является уровень образования, который должен обеспечивать государство путем предоставления бесплатных образовательных услуг, средства на которые она может получать только в специализированных фондах, источником которых является труд. Образование - главная составляющая человеческого капитала. Лица с высшим образованием имеют более высокую оплату своего труда. Такая закономерность проявляется во всех странах, то есть она объективная, следовательно, выгодно не только получать образование (с точки зрения индивида), но и вкладывать в нее деньги (для государства).
Отдых является неотъемлемой частью состояния здоровья человека. От того, сколько времени она отдыхает, в каких условиях проходит этот отдых, какие средства на него тратятся, зависит не только физическое здоровье человека, но и уровень удовлетворения ее социальных потребностей. При отсутствии отдыха в течение длительного времени или при его низком уровне человек теряет значительную часть своих трудовых качеств (снижаются умственные, физические способности, работник становится рассеянным, что может привести к производственным травмам и потере трудоспособности).
По вопросам преодоления бедности, эксперты убеждены, что дисбалансы, которые сегодня существуют в нашем обществе, вызванные, в первую очередь, угрожающим состоянием социального обеспечения населения. Такое положение создает угрозу территориальной целостности государства и его суверенитета, ведь именно этот фактор является приоритетным в процессе посягательства на государственный строй со стороны других государств. Соответственно, главным направлением экономической политики нашего государства должно стать преодоление бедности. Народу жилось бы гораздо лучше, если бы управление осуществлялось подобно стран Центральной Европы, которые быстро достигли высоких уровней экономического и человеческого развития. Как легальными, так и нелегальными путями, Украинцы регулярно вывозят деньги за границу для инвестирования в страны с лучшим предпринимательским климатом. Отчет ООН относительно человеческого развития в Украине [12] цитирует исследование компании "Сима Блейзер" для Консультативного совета по инвестициям при президенте: показатели Украины по развитию законности, уменьшение коррупции, либерализации предпринимательства является на 75% ниже, чем в соседних Польше и Венгрии.
По результатам Глобального отчета ООН, по уровню человеческого развития Украина оказалась далеко позади всех стран-членов ЕС, в частности ближайших своих соседей, и заняла 76-е место в списке из 177 государств. ее также смогли обойти Россия, Беларусь, Казахстан [12]. Свой рейтинг эксперты ООН составляли на основе таких показателей, как доходы населения и социальная защищенность, состояние здоровья, уровень образования и культурного развития, продолжительность жизни и т.
Основой общества традиционно считается средний класс. В него входят люди обеспеченные, образованные, имеющие возможность делать сбережения или инвестиции. В Украине этот слой очень незначительный - около 10-15%. Для сравнения: в США этот показатель колеблется от 60 до 65%; в соседней России, по оценкам экспертов, за последние годы средний класс вырос до 30%.
Значительной проблемой для Украины является расслоение между бедными и богатыми слоями населения. По данным ООН, в благополучных балтийских странах (Эстонии, Литве) разница в доходах составляет 10 раз. Крупнейшая социальная разница в Бразилии: богатые зарабатывают в 58 раз больше бедных. Непреодолимой пропастью разделены и аргентинцы - 35 раз. В Великобритании разрыв составляет почти 14 раз. Низким порогом может похвастаться Япония - самые жители страны только в 4,5 раза богаче своих менее успешных соотечественников. Узкое социальное расслоение и в скандинавских странах - малообеспеченные шведы и норвежцы всего в 6 раз беднее своих богачей.
Интересным является исследование ООН по благосостояния населения Украины в зависимости от к географического фактора. Оказалось, что чем больше регион экономически развит - тем хуже там живется населению. Так, на востоке, в Луганской и Донецкой областях, показатели индекса человеческого развития низкие, хотя здесь уровень зарплат один из самых высоких в стране, но при этом и самая высокая смертность. На это влияет чрезмерная индустриализация и высокий уровень экологического загрязнения: опасные условия труда, высокий уровень преступности, алкоголизм приводят к тому, что продолжительность жизни здесь не превышает 60 лет [12]. Кроме того, как свидетельствуют данные, практически каждый четвертый житель юго-востока больной гипертонией или заболевания сердечно-сосудистой системы.
Вместе с тем, некоторые регионы признаются очень привлекательными для жизни. Европейским стандартам качества соответствуют Закарпатская, Хмельницкая и Полтавская области. Социологи и экономисты доказывают, что уровень жизни людей в западных регионах не ниже среднего, об этом часто говорят средства массовой информации и некоторые исследования. Так, средний уровень заработной платы в Западной Украине превышает прожиточный минимум почти в два раза. На самом деле уровень доходов в этих областях еще выше. Не секрет, что большая часть населения живет за счет родственников-гастарбайтеров, регулярно переводят деньги из-за рубежа. Кстати, в западных регионах намного ниже вероятность заболеть туберкулезом или ВИЧ-инфекцию, и вообще самая низкая смертность в Украине.
Хотя крупные города Киев и Севастополь и отличаются высоким уровнем человеческого развития, здесь крайне большое количество больных гипертонией, сердечной недостаточностью и другими заболеваниями сердечно-сосудистой системы. При этом ситуация в Киеве существенно отличается от области. Если в столице смертность сравнительно невысока, Киевщина с показателем 15 умерших на 1000 жителей, лидирует в стране. А по уровню зарплаты жители области отстают от столицы в 1,5 раза. Неутешительные выводы экспертов и относительно южного региона. Они подчеркивают, что жители аграрных областей не имеют доступа к крупнейших рынков труда, здесь слабо развита транспортная инфраструктура и сравнительно мало учебных заведений. В условиях плохо развитого рынка жилья и отсутствия транспортной сети положение регионов Таврии весьма неприглядное [12].
Стратегия демографического развития Украины на 2006-2015 годы имеет целью прекращение демографического кризиса, улучшение общего благосостояния и наращивания духовных ценностей. Следует заметить, что планы стратегии государственного и регионального развития не рассматривают повышение благосостояния в обществе как приоритетную деятельность в социально-экономической сфере.
Переход от огосударствленной системы формирования доходов и обеспечения государством социального обеспечения всего населения к рыночным принципам формирования доходов неизбежно вызвал кардинальные изменения во всей системе доходов. Эти изменения сопровождались падением объемов производства, разрушением традиционных хозяйственных связей и приватизацией государственной собственности. Все это сформировало ряд неблагоприятных тенденций в доходах и уровне жизни населения в переходной экономике Украины.
Изменение источников доходов при уменьшении роли оплаты труда и увеличении скрытых доходов. Эту тенденцию определили два процесса. С одной стороны, неизбежно происходило некоторое снижение доли оплаты труда в денежных доходах за объективное и оправдано увеличение доходов от частной предпринимательской деятельности, а с другой - имело место уменьшение доли легальных форм оплаты труда, свидетельствует о неблагоприятных тенденциях в сфере экономики в целом и на рынке труда в частности.
Неравенство и существенная дифференциация доходов. Преобразование привели к формированию ярко выраженной неблагоприятной тенденции к устойчивой неровности или разрыва уровня доходов в обществе. Социально-экономическая дифференциация по доходам неизбежна по целому ряду причин: объективных различий в оплате труда, социальных приоритетов поддержки тех или иных видов деятельности, высоких доходов в предпринимательской среде и тому подобное.
Дифференциацию денежных доходов обусловливают преимущественно два фактора: неравенство заработной платы и различия в семейном положении работников. Но не следует забывать, что дифференциация доходов и заработной платы не оценивается одинаково. Заработная плата указывает на экономическое неравенство, которая отвечает на вопрос социальной справедливости в рамках существующего строя. Она является условием прогресса, и не всегда заработная плата совпадает с реальными доходами населения. Неравенство, которое складывается в результате перераспределения доходов в семьях, можно назвать в определенной степени несправедливой в части, в которой она вызвана обстоятельствами, не имеющими отношения к труду и заслугам людей.
Таким образом, в результате преобразований сформировались группы, существенно отличаются, то есть фактически полярными по уровню доходов, уровнем и характером потребления благ, противоречит общемировым прогрессивным тенденциям в отношении сглаживания чрезмерной социального неравенства в обществе.
Снижение жизненного уровня большинства населения страны - еще одна тенденция, является следствием негативных процессов в переходной экономике Украины. Важнейшие ее проявления - снижение реальной заработной платы и фактического потребления материальных благ и услуг населением и, как следствие - увеличение количества бедного населения.
Чтобы избавиться груза прошлых ошибок и возродить образованную, экономически сильную и демократическую Украину, необходимо разработать и внедрить концепцию достойного уровня благосостояния населения, будет рассматриваться как эффективное средство реализации государственной политики по его улучшению на основе определения приоритетных направлений развития науки и технологий, принятия своевременных решений относительно стабильного развития экономики и социальной сферы нашего государства на ближайшие годы и перспективу.
На определенном этапе распространения концепций достойного уровня благосостояния населения, его количественная оценка превратилась в своего рода самоцель, в связи с чем многие исследователи отмечают, что рост определенных показателей уровня жизни является не конечной целью, а инструментом создания лучших условий жизни. Поэтому больше внимания следует уделять качественным аспектам роста.
Первостепенное значение имеет состояние здоровья людей: продолжительность жизни, уровень смертности, количество и тяжесть болезней, физические и умственные возможности людей, их самочувствие. Важное значение имеет и питание: его состав, ценность (в калориях, граммах белков, количества витаминов), и вкусовые качества, свежесть и чистота продуктов, регулярность питания.
Для оценки уровня благосостояния населения очень важны площадь и обустройство жилья, обстановка, удобство планировки и благоустройство населенных пунктов, качество и разнообразие одежды и обуви. Достойный уровень благосостояния характеризуется состоянием сферы образования: продолжительностью и уровнем обучения, степени владения научными знаниями, этическим содержанием и художественным уровнем литературы, доступностью театров, библиотек, музеев и других культурных заведений, развитостью сети телевидения, доступ к Интернету.
На уровень благосостояния населения существенно влияют условия и характер труда, его напряженность и эффективность, соответствие индивидуальным способностям, свобода выбора профессии и специальности. Наряду с такими параметрами, как доля ручного и автоматизированной труда, продолжительность рабочего дня, частота и характер производственного травматизма, важные моральное удовлетворение, которое приносит работа, микроклимат в коллективе, материальная и общественная оценка труда.
С переходом к рыночным отношениям возросла роль занятости и гарантий от безработицы. Общая социально-экономическая ситуация такова, что приходится также учитывать уровень преступности, состояние экологии, стрессовое напряжение в связи с национальными, политическими, военными конфликтами, терроризмом, пьянством, наркоманией и эпидемиями.
Для полноценной жизнедеятельности, удовлетворения интересов и потребностей граждан нужны надлежащие условия отдыха - достаточное его продолжительность, доступность пансионатов и санаториев, учреждений культуры и спорта, а также возможности туристических и экскурсионных поездок. Показателем условий и качества досуга является самочувствие людей в процессе отдыха и после него.
Благосостояние населения зависит и от благополучия семейной жизни, возможностей воспитания потомства. Высокое качество жизни предполагает достойную поведение, направленное на обеспечение высокой нравственности и социальной справедливости, удовлетворения жизнью и личного счастья.
Для характеристики уровня благосостояния населения также важна и покупательная способность. Она определяет возможность получать товары и услуги в разном наборе, разного качества, а следовательно, удовлетворять свои интересы и вкусы, чувствовать себя более уверенно.
И наконец, определяющим фактором для обеспечения надлежащего уровня благосостояния населения должно быть соблюдение прав и свобод человека. Благосостояние населения в каждой стране зависит от характера общественного (государственного) устройства, устойчивости института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, ее взаимоотношений с регионами (предприятиями), наличия оппозиции, различных партий и тому подобное. Наглядно понятие и компоненты модели благосостояния населения продемонстрировано в табл. 5.3.
Таблица 5.3. Понятие и компоненты модели уровня жизни
Компонент благосостояния населения |
содержание компонента |
показатель |
1 |
2 |
3 |
1. Здоровье |
Состояние физического и социального обеспечения |
Коэффициент временной нетрудоспособности, потери рабочего времени из-за болезни и травмы, расходы на обеспечение здоровья, уровень смертности, продолжительность жизни, продолжительность и тяжесть заболеваний, физические и умственные способности людей и т.д. |
2. Потребление продуктов питания |
Регулярность питания, вкусовые качества, свежесть и чистота продуктов |
Состав потребительской корзины, перечень продуктов потребления, ценность (в калориях, граммах белков, жиров, углеводородов, количества витаминов), доля расходов на продукты питания в бюджете семьи и т.д. |
3. Жилищные условия |
Площадь и обустройство жилья, обстановка, удобство планировки и благоустройство быта, населенного пункта |
Объем жилищного фонда на одного жителя, характеристики жилого фонда (водо- и газоснабжения, отопления, канализация), обеспеченность транспортом и т.д. |
4. Работа и занятость |
Условия и характер труда, его напряженность и эффективность, соответствие способностям и возможностям человека, свобода выбора профессии, материальная оценка труда, микроклимат в коллективе, удовлетворенность трудом |
Продолжительность рабочего времени, доля ручного и автоматизированной труда, частота и характер производственных травм и заболеваний, занятость и безработица и т.д. |
5. Права и свободы человека |
Возможности реализации прав человека, обеспечения безопасности, защита от эпидемий, катастроф, стрессового напряжения в связи с национальными, политическими, военными конфликтами, объективность и гуманность правоохранительных органов, степень доверия к ним |
Наличие общественных правозащитник организаций, численность и компетентность сотрудников правоохранительных органов, уровень преступности, наличие очагов национальных и военных конфликтов |
6. Образование |
Мера овладения научными знаниями, художественный уровень литературы и телевидения, доступность библиотек, музеев и других учреждений культуры |
Продолжительность и уровень обучения, коэффициент письменности, количество учреждений культурного и образовательного характера тошо |
7. Социальное обеспечение |
Социальное расслоение, гарантии занятости, обеспечения старости, временной или постоянной нетрудоспособности, помощь семьям с детьми и т.д. |
Соответствующие показатели пенсий, дотаций, льгот тошо |
8. Отдых и свободное время |
Возможность выбора свободного времени, доступность различных учреждений для отдыха, спорта, туризма, экскурсий, путешествий, самочувствие людей во время и после отдыха, удовлетворенность им |
Продолжительность отдыха, количество учреждений для отдыха, расходы семьи на отдых тошо |
Источник: Разработан автором.
Приведенная система показателей в целом отражает необходимые условия эффективного воспроизводства рабочей силы, хотя, конечно, имеет более широкие функции и касается всех видов человеческой деятельности. На ее примере отчетливо прослеживается непосредственная связь между показателями качества жизни и качества трудовой жизни. Многочисленные исследования в западных странах в 1970-1980-х годах подтверждают, что процесс формирования и развития трудового потенциала уже не ограничивается производством или учебой, а начинается в быту, во время отдыха и досуга, зависит от информационного потока, получает общество, от степени гражданских и политических свобод личности, от степени причастности ко всем экономическим, социальным и культурным процессам в обществе.
Однако как подчеркивается во многих зарубежных исследованиях, нельзя отождествлять объективные, даже качественные, показатели благосостояния населения с понятием качества жизни, поскольку без оценки субъективного характера оно не имеет смысла. На самом деле высокому уровню или даже постоянному росту, скажем, экономических возможностей, наличия свободного времени или обеспеченности жильем может не отвечать, но необязательно, высокий уровень или повышение удовлетворенности человека ростом благосостояния или качества жизни. Основной причиной такой, казалось бы, парадоксальной ситуации является то, что после достижения приемлемого уровня жизни главным для отдельного человека становится "соответствие" ситуационных характеристик (потребностей и возможностей) ее "потребностям, способностям и ожиданиям, как их сам человек понимает [13, с . 76]. В этих условиях уровню жизни отводится роль инструмента ДЕЙСТВИЕ достижения цели. В то же время вводится понятие качества жизни, как его представляет каждый человек или группа людей.
Рис. 5.4. Система показателей уровня благосостояния населения
Источник: Разработан автором.
Итак, концепция благосостояния населения формируется как совокупность определенных характеристик, приводимые ниже, для которых социальные показатели уровня жизни является исходной базой, но не определяют их автоматически: чувство собственного достоинства, особенности: активность и успех в достижении своих целей; возможность развивать свои способности: материальная обеспеченность; удовлетворенность трудом; социальная активность: ощущение причастности к жизни общества: ощущение наполненности своей жизни положительным содержанием.
Такой набор компонентов, которые определяют благосостояние населения, показывает, что для полноценного развития человеческого потенциала, в том числе способности лица к эффективному труду, недостаточно простого повышения благосостояния. Один из главных выводов западных ученых, работающих над концепцией обеспечения достойного уровня благосостояния населения, заключается в том, что необходимо уделять особое внимание психосоциальным и духовно-нравственным аспектам жизнедеятельности человека в создании предпосылок для его физического, умственного и социального благополучия, что становится мощным мотиватором труда.
Итак, основным содержанием экономической политики Украины по обеспечению достойного уровня жизни населения должно быть: категория благосостояния населения должна признаваться в стратегических программных документах как определяющий фактор улучшения человеческого капитала; управления государственной экономической политикой в данной сфере должна быть направлена на стимулирование деловой активности; отечественные и зарубежные капиталы необходимо привлекать в производительный сектор экономики.